ФОП ДО: НОВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА - "ПЕРЕХОД ДОУ НА ФОП ДО"
- В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
- В соответствии с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 Г. N 1022 "Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- В соответствии с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 Г. N 1028 "Об Утверждении Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования"
С 1 сентября 2023 года дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО; федеральной адаптированной образовательной программе- ФАП ДО. Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП). На основе ФАОП образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы дошкольного образования для детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. ФАОП нацелена на обеспечение условий для дошкольного образования детей с ограничениями по здоровью, индивидуальными особенностями развития. Представлены планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел с описанием образовательной деятельности, формы, способы, методы и средства реализации программы, описание коррекционно-развивающей работы, которая обеспечивает адаптацию и включение детей в социум.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда детского сада № 109 (ОП ДО МАДОУ д/с № 109) рассмотрена и одобрена педагогическим советом №1 от 31.08.2023 года.
ОП ДО МАДОУ д/с № 109 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
В МАДОУ д/с № 109 приоритетное направление деятельности носит общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную, социально-личностную, познавательно-речевую, художественно-эстетическую направленность, а так же направленность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеразвивающих учреждениях. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
В основе формирования программы заложены следующие принципы:
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание ОП ДО МАДОУ д/с № 109 соответствует основным положениям возрастной педагогики и психологии и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса (предполагает выделение ведущей темы дня, недели, месяца, «проживание» ребенком темы в разных видах детской деятельности);
принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, среди которых основное место отводиться игре, как ведущему виду детской деятельности.
ОП ДО МАДОУ д/с № 109 состоит из двух частей: обязательной и вариативной (процентное соотношение частей программы: 70% - обязательная часть и 30% - вариативная)
В пояснительной записке раскрыты возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МАДОУ, сведения о квалификации, стаже, уровне образования педагогических кадров и семьях воспитанников. Определены приоритетные направления деятельности МАДОУ по реализации ОП ДО, особенности осуществления образовательного процесса, принципы и подходы к формированию ОП ДО, цели и задачи деятельности ДОУ по реализации ОП ДО. Содержание деятельности ДОУ по реализации ОП ДО.
Обязательная часть (60%):
Образовательный процесс выстроен на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, программа дошкольного образования «Коррекция нарушений речи» Т.Б. Чиркиной и др. (в логопедической группе)
Вариативная часть (40%):
Сочетание парциальных программ, обеспечивающих развитие детей по основным ведущим линиям развития: физическое, познавательное, речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое
Физическое направление развития:
«Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазыриной
Познавательно-речевое направление развития:
- «Программа развития речи дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой
Социально-личностное направление развития:
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой
Художественно-эстетическое направление развития:
- «Ладушки». И.М. Каплуновой
-«Цветные ладошки: программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А.Лыковой
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с № 109
Приложение № 2 к ОП ДО МАДОУ д/с № 109 Календарный план воспитательной работы МАДОУ д/с № 109