СОБЛЮДАЙТЕ, ОБУЧАЙТЕ,
САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
При выходе из дома:
- Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребёнка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мопед, мотоцикл, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите своё движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
- Придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребёнка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- маленький ребёнок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
- приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;
- разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
- не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
- при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания сопровождающих их взрослых.
Готовясь перейти дорогу:
- Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлекайте ребёнка к наблюдению за остановкой на дороге;
- подчёркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей);
- учите ребёнка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребёнком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колёсами;
- обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- неоднократно показывайте ребёнку как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрёстках – по линии тротуара, иначе ребёнок привыкнет переходить где придётся;
- идите только на зелёный сигнал светофора: ребёнок должен привыкнуть, что на красный и жёлтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребёнок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок, подчёркивайте и показывайте ребёнку каждый раз, что идёте строго поперёк улицы. Ребёнку нужно объяснить, что это для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
- не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребёнка делать так же;
- не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребёнку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не осмотрев вокруг. Объясните ребёнку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребёнка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребёнок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта ( автобуса, троллейбуса, трамвая, такси):
- Выходите впереди ребёнка; маленький ребёнок может упасть, ребёнок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребёнок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колёса;
- не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колёса транспортного средства;
- научите ребёнка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребёнка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребёнка на проезжую часть.
При ожидании общественного транспорта:
- Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
- Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребёнка вперёд, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
- не разрешайте малолетнему ребёнку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку и удариться о переднее стекло или панель;
- ребёнок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ему и довести его до перехода или перекрёстка;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;
- ребёнок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребёнка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
- Приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребёнок не получил травму от удара;
- объясните ребёнку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
Следует выработать условный рефлекс на «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». Обращайте внимание детей на обманчивость, опасность пустынных улиц с редким движением транспорта. Они не менее опасны, чем оживлённые улицы: не видя транспорта и не слыша шума несколько минут, дети часто выходят и даже выбегают на проезжую часть, не осмотрев её, интуитивно предполагая, что улица пуста.
Подойдя к проезжей части ребёнок должен повернуть голову налево - направо и осмотреть улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма, осматривать дорогу ребёнок должен несколько раз, так как обстановка на дороге может резко меняться. Особенно внимательно ребёнок должен осматривать улицу, когда с противоположной стороны видно родной дом, когда ребёнок переходит улицу вслед за другими. В этих случаях легко не заметить едущий транспорт.
Научите ребёнка всматриваться вдаль и быстро замечать автомобиль, мотоцикл, поскольку иногда ребёнок смотрит, но не замечает едущий вдалеке транспорт. Наблюдая за приближающимся транспортом, ведите с ребёнком счёт времени, которое требуется транспорту, чтобы проехать мимо вас. Научившись считать, ребёнок сможет правильно определять скорость транспортного средства и предвидеть момент его приближения. Научите ребёнка определять направление будущего движения транспорта: какой автомобиль поедет прямо, а какой готовится к повороту (включен указатель поворота).
Родителям тех детей, у которых имеются значительные отклонения от нормы по зрению и, в частности, используются очки. Необходимо учитывать, что при этом наблюдение и ориентирование на улице резко осложняется.